Небольшая история фотографии и советы для начинающих. О том, что с помощью света можно получать изображения, люди знали давно. Еще за 350 лет до н. э. в трудах древнегреческого мыслителя Аристотеля есть упоминание о том, что свет, проходя через маленькое отверстие в степе затененной комнаты, создает па противоположной стене перевернутое изображение окружающей местности. Па основании этого явления позднее была создана камера-обскура, которая представляла собой небольшой ящик с маленьким отверстием в одной стенке и полупрозрачным экраном на противоположной. В дальнейшем вместо отверстия стали использовать собирательную линзу, что позволило существенно повысить яркость получаемою изображения. Камера-обскура использовалась в качестве прибора для рисования и стала прообразом современного фотоаппарата. Оставалось только открыть химическое соединение, которое было бы способно фиксировать воздействие на него света. Впервые это удалось сделать французскому ученому Ж. Н. Пьепсу, применившему в качестве светочувствительного материала природный асфальт, задубливающийся под воздействием света. Однако этот способ не нашел практического применения, так как изображения, полученные таким образом, имели низкое качество, а экспозиция даже при ярком солнечном освещении доходила до 8 ч. Первые практически пригодные способы фотографирования были предложены в 1839 г. французом Дагером и англичанином Талботом. разработавшими эти способы независимо друг от друга. Дагер получал свои изображения на серебряной пластинке, обработанной предварительно в парах Йода, а Талбот — на бумаге, пропитанной раствором хлористого серебра. С этого момента фотография начала свое триумфальное шествие по всему миру. И сразу же наряду с професспональными фотографами появились фотолюбители, поскольку человечество никогда не испытывало недостатка в любознательных п пытливых людях, склонных к творческому поиску, людях, которых интересует не столько коммерческий результат, сколько сам процесс самостоятельной технической деятельности. Сейчас только в пашей стране фотографией увлекаются более 20 млн. человек и число ее поклонников все время растет. В чем же сила и привлекательность фотографии? Помимо огромного общечеловеческого значения фотографии как мирового, общепонятного во всех уголках планеты языка информации п средства познания окружающего нас мира, помимо ее роли в пауке п технике и .ч и в качестве свидетеля истории — самого объективного летописца, она имеет для нас и более узкое, индивидуальное значение. Фотография — лучшая «записная книжка», позволяющая воскресить в памяти воспоминания о каких-либо событиях в нашей жизни, интересной экскурсии, путешествии, сохранить на долгие годы образы близких нам людей. И наконец то увлекательное и полезное заполнение нашего досуга, расширяющее к тому же наши знания наш кругозор. По чтобы делать качественные фотоснимки, располагать хотя бы минимумом по технике фотографий. Попытки «владеть фотографией предварительной подготовки, правило, обречены на неудачу. Съемка при освещении Объект съемки и его освещение. Трудно перечислить все то, что может быть объектом съемки в практике фотолюбителя, причем замечательной особенностью фотографии является то, что на снимках воспроизводятся не только контуры предметов, но и их объем, фактура поверхности, а в цветной фотографии и цвет. И все это «рисуется» светом. Не случайно слово «фотография» в буквальном переводе означает «светопись». Поэтому, для того чтобы сфотографировать какой-либо предмет, он должен быть хорошо освещен, а для того чтобы воспроизвести объем предмета, его фактуру, важна не только интенсивность освещения, но и его характер. Например, один и тот же пейзаж выглядит по-разному в зависимости от времени суток и характера погоды. что объясняется различием в его освещении. Фотографировать можно как при естественном, тат; и при искусственном освещении, и оба эти вида съемок имеют свои особенности. Фотолюбители в основном снимают при естественном, или, как его еще называют, натурном, освещении. Несмотря на огромное разнообразие условий естественного освещения, его подразделяют на две основные группы, существенно отличающиеся по характеру друг от друга: направленное освещении и рассеянное освещение. Общий световой рисунок фотоснимков, сделанных при разном освещении, бывает различным. Направленное естественное освещение создается солнцем в ясную погоду. При съемке приходится учитывать как угол падения солнечных лучей относительно направления съемки, так и вертикальный угол их падения на фотографируемый объект в зависимости от высоты солнца над горизонтом. В первом случае различают свет фронтальный. боковой, контровый (встречный), а также их сочетания. Ф р о н т а л ь н ы и свет — это свет, падающий на объект съемки спереди, со стороны фотоаппарата. Такое освещение считается неблагоприятным для фотосъемки, так как при этом изображение теряет объем, рельефность из-за отсутствия тени поскольку они находятся за предметами и не видны на изображении. Пространство на снимках сделанных при фронтальном освещении, передается плохо, и такого освещения следует избегать. Снимки, сделанные при фронтальном освещении, страдают обилием мелких деталей, что еще больше ухудшает впечатление от снимков. Боковой свет, падающий на объект съемки под тем или иным боковым углом относительно направления съемки, являются наиболее благоприятным, потому что дает хорошо различимую тень. Изображение освобождается от излишней пестроты и становится более выразительным вследствие того, что мелкие предметы в теневых участках снимка не воспроизводятся. При боковом освещении на снимках лучше воспроизводится глубина пространства, объем. Наиболее, часто используется фронтально-диагональный вариант направленного освещения при углах падения солнечных лучей в пределах 45—65° относительно направления съемки. Контровый свет — это свет, падающий на объект съемки сзади, навстречу направлению съемки. Чисто контровый свет используется относительно редко, чаще снимают при различных вариантах такого освещения, называемого боковым контражуром. Полученные при таком освещении снимки имеют обычно темную тональность, так как большая часть объекта съемки оказывается затененной. Перегруженность снимка деталями исчезает, резко очерчиваются контуры предметов, но их краю возникают живописная световая кайма, сияние и другие световые эффекты. На снимках, сделанных в контражуре, хорошо прорабатывается воздушная среда, создавая иллюзию глубины пространства. Несмотря па некоторую трудность съемок против света с точки зрения определения экспозиции, такой вид освещения дает большие возможности фотолюбителю для создания нестандартных снимков. Общий световой рисунок снимков зависит также от высоты солнца над горизонтом. Вариантов такого освещения очень много, поэтому обратим внимание на тот лишь факт, что при низко стоящем солнце сильнее освещаются вертикальные поверхности (стволы деревьев, фигуры людей, стены зданий), тогда как горизонтальные поверхности, включая поверхность земли, оказываются затененными. При высоко стоящем солнце, особенно в часы, близкие к полудню, картина меняется на противоположную: сильнее освещаются горизонтальные поверхности, а вертикальные освещены слабо. К тому же обычно повышаются контрасты, тени становятся короткими, маловыразительными, пространство на таких снимках воспроизводится плохо. По этой причине съемки в ранние утренние и вечерние часы предпочтительнее, чем в середине дня, особенно летом и в южных районах. Снимая при направленном освещении, используют противосолнечную бленду, что улучшает качество снимков. При съемке в контровом свете это правило должно выполняться неукоснительно из-за большой вероятности возникновения рефлексов и появления паразитных засветок негатива. Рассеянное освещение наблюдается либо при пасмурной погоде, либо в том случае, когда объект съемки находится в тени каких-либо предметов и освещается светом, отраженным от небосвода. Особый вид рассеянного освещения — сумеречное бывает перед восходом или после заката солнца. При рассеянном освещении объект съемки освещается равномерно по всей площади, густые тени отсутствуют, изображение создается только в результате разницы собственных тонов предметов, то есть различия в их яркости. Казалось бы, что такое освещение малопригодно для фотосъемок, так как из-за отсутствии их четких теней плохо передастся объем и пространство и снимки оказываются перегруженными мелкими деталями (как и при фронтальном освещении). При съемке людей в глазных впадинах, под носом и подбородком образуются затенения, изменяющие черты лица. Поэтому съемок при пасмурной погоде обычно избегают. Однако почти всем, приходилось видеть сделанные при рассеянном освещении высокохудожественные снимки туманного утра, грустные осенние пейзажи, картины летних н зимних сумерек. Подобные съемки требуют большого мастерства, опыта, умения подобрать тональные соотношения предметов, включаемых в кадр. Большое значение имеет при этом хорошее владение негативной и позитивной техникой. В противном случае снимки, сделанные при рассеянном освещении, получаются серыми, скучными п малоинтересными. Заметим, что, снимая при естественном освещении, чаще всего приходится иметь дело с комбинированным освещением, потому что чисто направленного или чисто рассеянного освещения в природе не существует: в ясную погоду тени подсвечиваются спетом рассеянным, отраженным от различных предметов, в пасмурную погоду свет фактически падает на объект сверху, со стороны неба, то есть имеет выраженную направленность. Но мере накопления опыта фотолюбитель научится использовать преобладание того или иного вида света, добиваясь наибольших выразительных результатов. В ряде случаев фотолюбителю приходится снимать и при искусственно м о с в е щ е н и и. Его источники — обычные лампы накаливания, специальные перекальные фотолампы, галогенные лампы и импульсные фотоосветители (МФО). Л. а м п ы на к а л ива н и я общего назначения редко используются для фотосъемок вследствие невысокой световой отдачи. Имея большой срок службы (до 1000 ч), они работают при низкой температуре нагрева вольфрамовой нити, в результате чего в их спектре мало наиболее актиничных (оказывающих свето-химическое воздействие) синих и голубых лучей. Специальные фото л а м п ы имеют колбу, заполненную аргоном, и нить, работающую в режиме перекала, результате чего световая отдача и спектральный состав света этих ламп делают их более природными для фотосъемок. Срок службы фотоламй невелик — не более 6—8 ч. Поскольку колбы таких ламп в процессе работы быстро темнеют, заменять их приходится еще до перегорания нити. К наиболее современным источникам искусственного света относятся г а л о г е п н ы е лампы. Они обладают большой светоотдачей, хорошими спектральными характеристиками, малыми размерами п не темнеющей в ходе эксплуатации колбой из кварцевого стекла. Срок их службы от 20 до 50 ч. Обычно освещение объекта съемки производится несколькими лампами, помещаемыми в специальные фотоосветители. Для смягчения света и регулирования светового потока используют р а с с е и в а т е л и из сетки, марли, кальки, а также отражатели из белой ткани, бумаги, фольги. И м п у л ь с н ы е ф о т о о с в е -т и т е л и (лампы-вспышки) - источники мгновенного действия, имеют небольшие размеры п могут использоваться в отличие от электроламп в любых условиях, поскольку имеют автономный источник питания и обладают достаточной мощностью. ИФО выпускаются двух типов: многоразового (до 10 000 вспышек) и одноразового использования. Несмотря па определенные удобства, съемка с ИФО имеет и ряд недостатков: освещение от них очень контрастно, вследствие ярко выраженной направленности создает густые резкое тени. Ограниченная мощность импульсных осветителей приводит к тому, что освещенность переднего и задних планов получается очень различной. Поэтому ИФО чаще всего используют при репортажной фотосъемки где применение других источников света невозможно. Выбор границ кадра. С этой операции начинается собственно процесс фотографирования. Приступая к съемке фотограф должен четко представлять себе, что именно он хочет сфотографировать: какой-то конкретный объект (человека, предмет, здание и т. п.), пейзаж с передним планом или вообще вид окружающей местности. Снимая людей, предметы, нужно так выбирать крупность плана, чтобы ничего лишнего и ненужного в кадр не попало. При съемке пейзажей также стараются включать в кадр минимум элементов, избегая соблазна зафиксировать в одном кадре абсолютно все. Желание «объять необъятное» — наиболее распространенная ошибка начинающих фотолюбителей, в результате чего на снимке появляется много мелких, второстепенных и трудноразличимых деталей. Цель, к которой стремился автор подобного снимка, дать в одном кадре полное представление о снимаемом сюжете — не достигается, снимок не обладает необходимой композиционной стройностью и выразительностью. «Совершенство достигается не тогда, когда нельзя уже ничего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять» (Антуан де Сент-Экзгопери). ОСОБЕННОСТИ СЪЕМКИ НЕКОТОРЫХ СЮЖЕТОВ Очень часто, особенно после того как основные технические вопросы фотолюбителю станут ясны, у него возникает вопрос: что фотографировать? Существует множество различных жанров п видов фотографий, иногда очень сложных и требующих узкой специализации п особого технического оборудования. Здесь мы рассмотрим вид съемки, достаточно доступный н пользующийся популярностью среди фотолюбителей, — пейзаж. Современная фотография располагает огромным арсеналом технических средств пприемов. Их умелое использование составляет основу фотографического мастерства, и хотя любительские жанры фотографии не требуют специальной и сложной фотоаппаратуры, знать возможности своего фотоаппарата, уметь осознанно пользоваться сменной оптикой, светофильтрами, то есть тем минимумом, которым располагает фотолюбитель, просто необходимо. Фотопейзаж Пейзажная фотография занимает значительное место в практике фотографа-любителя. Это самостоятельный жанр фотоискусства, под которым принято понимать изображение различных уголков природы. Очень многих, люден побудило взять в руки фотоаппарат именно чувство любви к природе, к путешествиям. Начинающий фотолюбитель порой считает, что пейзаж наиболее легкий вид фотосъемки. Однако это глубокое заблуждение. Создать хороший фотопейзаж — задача не из легких. Для этого еще мало владеть техникой фотографии. Создавая пейзажный снимок, фотограф руководствуется не одними техническими требованиями, по и художественными. Для фотографа-пейзажиста снимаемый сюжет пе просто отображение реальной: действительности. В хорошем пейзажном снимке чувствуется личное, индивидуальное отношение его автора к увиденному. Для этого нужно уметь чувствовать н понимать природу. Большое значение при работе над фотопейзажем имеет умение фотографа выбрать объект съемки, очертить рамкой видоискателя наиболее яркий н выразительный уголок природы. Одной из особенностей пейзажной фотографии является невозможность снять пейзаж по заранее намеченному плану. Работа над фотопейзажем сродни охоте: пейзаж нужно найти, для чего иногда приходится проходить большие расстояния, найдя подкараулить нужный момент в состоянии природы, характере освещения. Ожидать изменения положения солнца и облаков па небе, проявляя немалое терпение, а потом ловить мгновение, поскольку набежавшее облако может прикрыть солнце и изменить всю картину до неузнаваемости. Чтобы успеть зафиксировать на снимке найденную интересную ситуацию, нужно уметь очень быстро оценивать условия съемки н хорошо владеть фотоаппаратом. Летний пейзаж. В этом пейзаже значительное место занимает природная зелень, небо, вода; съемка подобных объектов представляет известные трудности, так как интервал яркостей здесь иногда достигает значений 1:400 и больше, то есть существенно превышает широту фотопленки. Же л т о -зелен ы и светофильтр в этой ситуации поможет применить на снимке небо и передать более светлой тональностью растительность, выровняв тем самым контрасты. Лучших результатов добиваются с помощью оттененного полу фильтра фильтра. При съемке и лесу по высокие контрасты, поэтому для съемок лучше искать поляны открытые участки, опушки. Небо — непременный элемент летного пейзажа. Темные тучи, по мнению на самой землей, облака — легкие перистые в ранние утренние часы или пушистые кучевые в полдень — придают, особую красоту пейзажу. Для того чтобы небо п облака получились на снимке в соответствии с замыслом фотографа, нужно правильно выбрать светофильтр, что дается только опытом, хотя общие принципы использования светофильтров известны. Поскольку облака па снимке оживляют пейзаж, безоблачное небо в сюжетах встречается редко. Различные водные поверхности которые нередко встречаются в пейзажных снимках, должны выглядеть естественно. С точки зрения фотографии водные поверхности можно разделить на три категории: совершенно спокойные, с почти зеркальными отражениями; покрытые рябью при легком волнении: с крупными волнами, которые бывают при сильном ветре. Спокойная поверхность, отражая небо, берега, очень художественно выглядит на снимках. Крупные волны с белыми гребешками помогут передать на снимке грозовой характер погоды. Менее выразительно получается покрытая мелкой рябью или слабо волнующаяся водная поверхность. При включении ц кадр воды нужно правильно выбрать выдержку: при слишком длинной вода получается смазанной, а при короткой выглядит на снимке застывшей массой, напоминающей стекло. Как уже упоминалось, лучшим временем для съемки пейзажа являются ранние утренние и редко закатные часы. Избегать же лучше съемок в часы, близкие к полудню. Не которым фотолюбителям нравятся фотоснимки с изображением восходов и закатов. Чтобы солнечный диск получался на фото крупным, снимают такие сюжеты объективами большого фокусного расстояния в противном случае солнечный диск ходит на снимках мелким и не выразительным. Экспозицию при съемке летних пейзажей обычно определяют интегральным способом, следя, чтобы окно фотоэкспонометра не попадал свет от неба. Особенно следует опасаться ошибок в экспозиции при съемке на воде, которая имеет высокую яркость, отражая небо и даже солнце. В этих случаях лучше определять экспозицию но яркости сюжетно-важной поверхности, например но фигурам или природной растительности на берегу. Весенне-осенние пейзажи. Весна и особенно осень являются очень благоприятными временами года для пейзажных съемок. Отсутствие листвы па деревьях хорошо открывает пространство. Освещение мягкое даже в лесу. Снимать с успехом можно в течение всего дня, так как солнце даже в полдень стоит невысоко, давая длинные выразительные тени. Лучшее время для съемок — ранняя осень, когда листва опала только частично. Золотая осень хорошо передается не только па цветных снимках, но и на черно-белых. Нельзя только в последнем случае увлекаться красками, так как главное в черно-белом снимке — световой рисунок, световые эффекты. Снимая в контровом свете, удается добиваться исключительно хороших результатов. Весной и особенно осенью погода часто меняется, что дает дополнительные возможности фотографу для получения разнообразных снимков. Туман, если он не очень густой, эффектно выглядит на снимках, создавая иллюзию пространства. Особенно выразительные картины получаются, если делать снимки в тумане утром, когда через него проглядывает солнце. Снимать в этом случае нужно против света. В дождь фотолюбители снимают редко, хотя пейзаж, сделанный в такую погоду, как нельзя лучше передает состояние природы. Чтобы такие снимки не получились излишне серыми, монотонными, для поднятия тональной шкалы лучше включать в кадр па переднем плане темные предметы п мокрые блокирующие поверхности. Весной и осенью в атмосфере много влаги, поэтому телеобъективами следует пользоваться с осторожностью: воздушная дымка часто получается слишком плотной. Для избежания этого целесообразно применять оранжевый светофильтр. Затруднений в определении экспозиции при съемке подобных сюжетов обычно не возникает, так как интервал яркостей при этом невелик, Зимний пейзаж. Наибольшую трудность, особенно для малоопытного фотолюбителя, представляет съемка зимнего пейзажа. Объясняется это не только техническими сложностями таких съемок, но и незнанием некоторых их особенностей, например обязательной передачи фактуры снега на снимках. Чтобы снег выглядел естественно, снежная поверхность на переднем плане не должна быть ровной, нетронутой. Следы человека, лыжня, тропинка оживят ее, сделают объемной. Заметим, что снег только тогда хорошо выходит на снимках, когда он освещен солнцем. Поэтому снимать зимний пейзаж в пасмурную погоду не стоит. И последнее фактура снега на снимках воспроизводится только при условии правильно выбранных светофильтров и экспозиции. переэкспонированный снег не обеспечит проработка его фактуры ни при каких условиях. Именно из-за экспозиционных ошибок чаще всего появляются у фотолюбителей неудачи при съемке зимних сюжетов. Зимой очень высокие контрасты: с одной стороны, ярко сверкающий на солнце снег, а с другой — темная хвоя н стволы деревьев. Получить хороший результат зимой можно только при точном экспонировании и правильном проявлении негативов, малейшее перепроявление которых приведет к полной неудаче. Чтобы не ошибиться, хороню выполнить несколько кадров с разной экспозицией, это часто делают и очень опытные фотографы. Покрытые инеем деревья выглядят на снимках более эффектно, если они проецируются на фоке темного неба, для чего понадобятся плотные желтые и оранжевые светофильтры. Однако делать это нужно с осторожностью, так как зимой вследствие большей прозрачности воздуха действие всех светофильтров становится заметнее. Съемка в горах и на море. Общее, что объединяет подобные сюжеты, — большое количество ультрафиолетовых лучей. Следовательно, снимая в горах н на м о р е, необходимо применять либо ж е л т ы и, либо у л ь т р а ф и о л е т о в ы и с в е т о ф п л ь т р. По мере подъема в горы воздух становится чище, небо кажется синее, освещение становится жестким, возрастают контрасты. По этой причине применение желтых светофильтров не всегда возможно из-за возрастания контраста светотени и сильного притемнения неба, которое даже при среднем желтом светофильтре обычно выходит на снимке почти черным. Большую трудность представляют съемки горных вершин, покрытых сверкающим на ярком солнце снегом, в сочетании с темными скалами и хвойными деревьями на, горных склонах. Не меньшую трудность вызывают съемки в узких горных ущельях, куда проникает мало света и пространство весьма ограничено. При съемке в горах без сменных объективов не обойтись: ш и р око у г о л ь н и к даст возможность снимать в теснинах, а с помощью т е л е о б ъ е к т п в а удаленны вершины предстанут более величественными. При съемках па море хороших результатов добиваются рано утром и перед заходом солнца, что объясняется очень высокими контрастами, которые характерны для юга. Обычно южные морские пейзажи очень портят безоблачное небо, поэтому в кадр включают только небольшие его участки. Волны, прибой лучше снимать с нижней точки а широкоугольным объективом. Такой прием создает эффект огромных водяных валов при весьма скромных и размерах в действительности. Особое внимание при съемке и в горах и на море уделяют передаче глубины пространства, так как воздух очень прозрачен п атмосферной дымке почти не ощущается. В этих случаях помогают телеобъективы, которые увеличивают дымку, а также включение в кадр передних планов (лодки, фигуры человека, выступа скалы п т. д.). Съемка ночных пейзажей. Данный вид фотосъемки привлекает многих фотолюбителей, так как снимки, сделанные в ночном городе, освещенном множеством сверкающих огней, производят сильное впечатление. Лучшее время для таких съемок — сумерки, когда небо еще не совсем потемнело, но окна зданий и уличные фонари уже светятся. При съемке в сумерках небо частично просматривается на снимках, а па его фоне видны силуэты зданий. Очень эффектны снимки, если они сделаны после дождя, когда в мокром асфальте отражаются все источники света, создавая множество бликов. Неплохо выглядят ночные сюжеты, сделанные зимой. Снег, имеющий высокую отражательную способность, снижает контрасты, способствует появлению световых эффектов на снимках. Вечерние снимки с горящими фонарями в тумане, когда вокруг них возникает светящийся ореол, украсят любого коллекцию фотографий. Портрет Под термином «портрет» подразумевается изображение конкретного человека или группы людей. Это самый распространенный жанр фотографии. И какой бы вид фотографии впоследствии ни стал у фотолюбителя основным, все равно ему приходится сталкиваться со съемкой портретов. Но несмотря на популярность портрета, именно в этой области у фотолюбителей удачи встречаются реже всего. Причин этому довольно много. Одна из наиболее главных причин заключается в том, что фотолюбитель не знает основного требования, предъявляемого к портрету. Делая снимок какого-либо человека, он обычно бывает удовлетворен, если на фотографии удалось передать портретное сходство. Это конечно. необходимое условие, но художественный портрет требует большего — раскрытия внутреннего содержания человека, сущности его характера. Нередко у фотолюбителя, который не задумывается над этим, веселый и общительный человек получается на фотографии хмурым, суровым и даже недобрым. Случайно выбранный момент нажатия кнопки затвора приводит к снимку очень далекому от правды. Все портреты подразделяют на р е п о р т а ж н ы е, снимаемые без предварительной подготовки, как бы «случайно подсмотренные», и с т у д и и н ы е или постановленные. В этом случае человек заранее знает, что его будут фотографировать, а это и упрощает н в то же время усложняет задачу, так как человек начинает позировать и перестает быть самим собой. Освещение. Портретный снимок только в том случае производит впечатление, если на нем хорошо переданы объем и формы лица человека. Сделать это можно только с помощью распределения света и тени на лице, когда более выпуклые части лица получаются на снимке светлее впадин, но эти различия не очень велики. Рельефность, «скульптурную лепку» на снимке не получить при резко направленном, контрастном освещении модели, создающем густые тени от выпуклостей лица. В то же время и мягкий, рассеянный свет, равномерно освещающий объект съемки, не способствует достаточной деталировке форм лица, поскольку такое освещение скрадывает рельеф и делает лицо человека на снимке плоским. Чтобы передать выразительность лица, выявить его «лепку», необходимо освещать модель при съемке несколькими источниками спета. Обычно для этой цели достаточно трех источников света. Основной вид света называют р и с у то щ и м. Это передне-верхне-боковой свет, который определяет общий световой рисунок портретного снимка. Как правило, подобный свет создается наиболее мощным источником расположенным близко от модели. Направленный характер света создает глубокие тени, но хорошо рисует объем. Для смягчения контрастов и подсветки теней нужен второй вид света — за п о л н я ю щ и и. Его источник, также достаточно интенсивный, помещается около фотоаппарата прямо напротив модели. Изменяя расстояние этих двух источников по отношению к фотографическому, добиваются такого соотношения их световых потоков, при котором хорошо прорабатывается рельеф лица и в то же время на нем не образуется резких и густых теней. Облегчает выполнение задачи третий источник света, который называют моделирующим. 'Что боковой свет со стороны, противоположный основному, рисующему, гнету. Меняя расстояние и высоту источника относительно модели, получают наиболее удачное распределение света на лице. Помимо этих трех видов света, при портретной съемке часто применяют ф о н о в ы и свет, с помощью которого обеспечивают необходимую тональность фона, световые пятна на нем, что разнообразит снимки. Для создания световых эффектов иногда к этим видам света добавляют к о н т р о в ы и свет, источник которого — позади модели. Меняя высоту его над полом, получают вокруг головы модели световой контур различной ширины и яркости. Для смягчения теней и более мягкой проработки рельефа лица перед источниками рисующего и моделирующею света помещают предъявители из марли, белой ткани, папиросок и бумаги. Снимают портреты н при естественном освещении, но получить удовлетворительный результат в этом случае сложнее, так как прямой солнечный свет, имея ярко выраженный направленный характер, создает высокие контрасты и густые, резко очерченные тени. Рассеянный естественный свет, характерный для пасмурной погоды, также мало подходит для съемки портретов. Густые тени под носом, подбородком и в глазных впадинах искажают черты лица. Не способствует такое освещение и проработке объемов лица, его рельефа. Поэтому при съемке портрета на открытом воздухе применяют световые отражатели в виде различных экранов из белой ткани, алюминиевой фольги и даже зеркал. В ряде случаев пользуются и подручными средствами: листом фанеры, бумаги или какого-либо другого светлого материала. Иногда удачные снимки делают, воспользовавшись отражением света от белой стены здания, сухого асфальта или просто подержав вблизи лица модели развернутый носовой платок. Без подобных мер получить приемлемую проработку фактуры липа обычно не удается. Для природы характерен еще один вид освещения — направленно-рассеянное, возникающее в те моменты, когда солнце находится за полупрозрачным облаком или когда оно только начинает своим краем закрывать солнечный диск. Это наиболее благоприятный момент для съемки портрета им открытом воздухе. Продолжительность такого освещения обычно небольшая, но подобные мгновения возникают постоянно при переменной облачности. Надо только проявить некоторое терпение в ожидании нужного момента. По и в этом случае роль различных подсветок высока. В последнее время для подобных целей используют ПФО, 'хотя их применение несколько ограничено вследствие того, что большинство фотоаппаратов со шторно-щелевыми затворами не могут работать с ПФО на коротких выдержках, а сильно диафрагмировать объектив при портретных съемках не рекомендуется. Фон в портрете. Портреты выполняют и с про д м е т н ы м фоном, подчеркивающим обстановку, где производилась съемка, и с нейтральным, который не отвлекает внимания зрителя от главного в кадре — человека. Предметный фон обычно характерен для репортажного портрета, нейтральный - для студийного. Назначение предметного фона - подчеркнуть профессию человека, добавить что-то к образу. Однако н в этом случае он передается на снимке не в полную силу, то есть его резкость - не должна «спорить» с изображением человека (у неопытных фотолюбителей часто встречаются снимки людей на фоне стены с пестрыми обоями, ковра и т. д.). Если нет под руками куска подходящей ткани для фона, подойдет одеяло, простыня, но в этом случае модель сажают не ближе, чем 2—3 м от фона и ни в коем случае не диафрагмируют объектив, чтобы он воспроизводился на снимке мягко, расплывчато. Экспозиция и другие особенности. Экспозицию при портретной съемке удобнее всею определять по яркости лица модели, обращая внимание на то, чтобы тень от руки с экспонометром при измерениях не падала на лицо фотографируемого. Полученную экспозицию увеличивают на одну ступень. Как уже упоминалось диафрагмируют, стараясь когда снимать с полным отверстием объектива. Наводка па резкость при съемке крупно планового портрета производится по глазу, расположенному ближе к фотоаппарату. В этом случае даже существенная нерезкость остальной части лица не вызовет отрицательных ощущений у зрителя, скорее наоборот, повысит художественные достоинства портрета. При съемке групповых портретов значение диафрагмы выбирают исходя из того, чтобы все фигуры людей получились на снимке резкими. Дли получения белее мягкого и пластичного рисунка фотопортрета иногда применяют рассеивающие насадки в а объектив в виде сетки или специальные светофильтры, смягчающие изображение. Такие светофильтры по силам изготовить самому, покрыв стекло тонким слоем расплавленной желатин и нанеся бороздки на не полностью загустевшую массу. От глубины и частоты бороздок будет зависеть степень смягчения изображения таким фильтром. Не смотря на большое и массовый переход на цифровые фотоаппараты, хоть и сам толком не вел портную съемку лично я отдам предпочтение старому доброму пленочно-зеркальному фотоаппарату «Зенит» с чувствительностью пленки 200 единиц. Натюрморт Натюрморт — самостоятельный жанр фотоискусства, представляющий собой изображение предметов, вещей в образной, художественной форме. В одних случаях на таких снимках показывается просто красота предметов, их форм, фактуры, а в других, более сложных, используются ассоциативные представления, показывается мир человека через окружающие его предметы быта, хотя сам человек в этом случае в кадре не присутствует. Независимо от сюжета в натюрморте должна быть четко выраженная цель, которую ставит перед собой автор снимка. Для этого натюрморт обязан быть лаконичным, с ограниченным числом предметов, которые чем-то связаны между собой. Непременным условием данного жанра считается совершенная композиция и выразительный светотеневой рисунок. 13 силу этого работа над натюрмортом — хорошая школа для начинающего фотолюбителя в приобретении навыков композиционных построений и выбора наиболее удачных вариантов освещения. Освещение. Натюрморт относится к такому виду фотографии, в котором освещение играет решающую роль. Оно не только рисует объем и формы предметов, но и выявляет фактуру поверхности, дает возможность показать материал, из которого они сделаны. С помощью освещения решаются в натюрморте и такие задачи, как тональность изображения, его композиционное равновесие. Искусственное освещение предпочтительнее, так как здесь легче выявляются формы и фактура поверхности предметов. Для этой цели подходят все схемы освещения, известные в фотографии, включая и ту, которая применяется при съемке портрета. Выбирая характер освещения для натюрморта, обращают внимание на одно очень важное обстоятельство: несмотря на большое число источников света при съемке, освещение должно быть передано как бы от одного главного источника. В противном случае на снимке возникнет хаотичное нагромождение теней и он утратит естественность. Особое значение играет освещении в передаче фактуры поверхности предметов, которая не только подчеркивает их реалистичность, сходство с оригиналом, но и повышает художественные достоинства снимков. Выявление фактуры — наиболее трудная задача для начинающего фотолюбителя. Самая распространенная ошибка , при этом — неправильный выбор соотношений интенсивности разных источников света, их направленности. При сильной освещенности свет «забивает» мелкие детали на негативе, а именно от них зависит воспроизведение фактуры. При съемке натюрморта в условиях естественного освещения возможности создания характерного светового рисунка намного скромнее. Здесь необходимая тональность, расстановка световых акцентов, подсветка теней достигаются применением различных отражателей, как это делается при съемке портретов. МФО при съемке натюрморта не применяется — невозможно контролировать характер возникающих теней. Выбор фона. Это очень важный вопрос при съемках натюрморта, где фон должен быть ровным, спокойным. По этой причине его стараются воспроизвести на снимке слегка не резким. В качестве фона подойдет гладкая стена, лист чертежной бумаги, картона. Задник в виде изогнутого листа ткани иди бумаги позволяет избавиться на снимке от неприятной линии стыка между вертикально расположенным фоном и горизонтальной плоскостью стола, на котором установлены предметы. Наиболее часто используемая тональность фона — нейтрально-серая. Однако светлые предметы лучше выглядят на темном фоне, и наоборот.