Репортажная фотография Что такое репортаж и чем репортажная фотография отличается от другой? Чтобы понять, что есть репортажная фотография, необходимо выявить ее отличия от другой, похожей фотографии. Фото на документы и репортажная фотография. В первом случае объект съемки знает, что его фотографируют и волей или не волей, но обязательно начинает позировать, во втором же объект съемки естественен, каким обычно является в жизни, и в большинстве случаев даже не подозревает, что в данный момент его фотографируют. Поэтому репортаж для меня начинается там, где объект естественен, и становится фотографией на документы там, где объект позирует. Позерство, его отсутствие - один из основных критериев репортажа для меня. Если бы критерий был один, тогда любой случайный кадр (в прямом смысле, кадр сделанный не глядя) можно было бы считать репортажем. Но есть репортаж профессиональный, а есть любительский. Внутри репортажа определить, что есть настоящая работа, а что попытка сложнее по причине того, что в ход идут еще более не объективные критерии. Здесь уместно обратиться к мыслям Анри Картье Брессона, много привнесшему в это направление фотографии (выдержки из статьи «Решающий момент», Париж, 1952г.). «Из чего состоит фоторепортаж? Иногда в одной фотографии достаточно богатства и красоты формы, чтобы выразить содержание, но это бывает крайне редко. Чаще элементы, рождающие искру смысла, рассеяны в пространстве. Насильно объединить их в одном кадре, прибегнув к постановке, было бы жульничеством. Вот в этом случае и возникает полезность репортажа». Для Брессона фоторепортаж не мыслим без элементов, отображенных на фотографиях, которые рождают смысл. Под жульничеством он подразумевает искусственность, обман зрителя. «Реальный мир предлагает нам избыток возможностей нажать на спусковую кнопку, но как выбрать действительно тот единственно правильный, живой момент, который необходим?». При съемке репортажа Анри Картье Брессон ставил вопрос правильного, самого живого момента, того, который из цветовых пятен на листе (фотографии) делает изображение со смыслом, сублимированным и подготовленным для восприятия зрителем. И этот смысл помогает зрителю открыть для себя что-то новое и неизвестное, будь то скрытый характер человека или немыслимое напряжение сил и воли в спорте. Репортаж со стороны зрителя - это возможность открыть более глубокий смысл, чем тот, который лежит на поверхности, увидеть то, что ускользает от человеческого восприятия из-за непрекращающейся карусели мгновений (видеовосприятия без стоп-кадра); для фотографа - способ мышления и передачи (ровно, как для поэта его особое восприятие мира и книги, через которые он доносит его читателям). Работа фотографа, качество выполнения которой определяет профессионализм репортажа, в выборе, сублимации и подготовки смысла для правильного (задуманного фотографом) восприятия зрителем. Здесь в ход идут все средства выразительности (и расстановки акцентов в кадре), которыми обладает фотография: свет, цвет, резкость, ракурс. И не стоит забывать о золотом сечении. Любительским или профессиональным репортаж может быть реализован как одной фотографией, так и серией. Во втором случае он превращается в визуальную хронику, при восприятии которой зритель наполняется смыслом каждой отдельной фотографии, и смыслом всей серии в целом. Итак, репортаж отличается от других фотографий максимальной естественностью объекта съемки (любых живых существ, репортаж архитектуры невозможен) и его незнанием о самом факте съемки, а также наличием смысла (откровения). Внутри репортаж различается по глубине передачи смысла. Также возможен репортаж, представленный одной фотографией или серией. Артем Филин
С сайта http://af-photo.ru/
|